Акустика студий звукозаписи
Несмотря на то, что студии могут быть очень большими помещениями, подавляющее большинство студий, которые строятся в настоящее время имеют суммарную площадь помещения тон-зала и контрольной комнаты менее 200 м2. Времена мега-студий прошли, современная звукозаписывающая техника, позволяющая выполнять записи наивысшего качества, теперь умещается в двух чемоданах. При этом физические принципы распространения звука в помещениях, к сожалению, остались неизменными.
Для того чтобы на студии производится действительно качественный и натуральный продукт, помещения тон-зала и контрольной комнаты должны иметь необходимое, отличающееся друг от друга акустическое оформление.
Прежде всего - несмотря на сколь угодно малые размеры, в данных помещениях не должно быть проблем с записью и воспроизведением низких частот. В случае с тон-залом проблемы на низких частотах просто не дадут корректно записать инструменты с "играющим низом": ударные или бас. В контрольной комнате неконтролируемый бас приведет к тому, что фонограмма выпущенная студией будет совершенно неестественно звучать во всех других местах. Именно поэтому при строительстве студий столько внимания уделяется выбору формы и пропорций помещений, а после выполнения звукоизоляционных мероприятий достаточно большое количество времени уделяется коррекции звукового поля на низких частотах.
Для контрольной комнаты, в зависимости от ее назначения (запись стерео или многоканального звука), также существуют свои требования по размещению звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов. Важно помнить, что если такая комната имеет свое, выраженное звучание, в других помещениях сведенная здесь фонограмма может зазвучать как угодно. Поэтому, один из самых распространенных методов устройства контрольных комнат - это создание нейтральной акустической среды в помещении. Низкое время реверберации здесь сочетается с требованием его неизменности (ровной характеристики) во всем частотном диапазоне.
При проектировании помещений студий звукозаписи следует придерживаться следующих принципов:
- Форма и пропорции помещений тон-зала и контрольной комнаты должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах. Наилучшая пропорция размеров помещения - "золотое сечение" - 1:0,62:0,38. Наихудший вариант - помещение кубической пропорции - 1:1:1.
- Для каждого помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
- Время реверберации в помещениях должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для студийных помещений соответствующего объема. Для контрольных комнат небольшой площади, как правило, время реверберации не превышает Трев = 0,3 с.
- Интерьер тон-зала и контрольной комнаты должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей. Допускается размещение рассеивающих или отражающих поверхностей на фронтальной стене контрольной комнаты при записи звука в формате "стерео".
- В зале должны быть исключены акустические дефекты типа "порхающего" эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей.
- В отделке интерьера студийных помещений должны применяться пожаробезопасные, экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.
При строительстве студий звукозаписи в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone и Rigitone Air. Для устройства домашних студий звукозаписи применяются плиты FLEXAKUSTIK и акустически прозрачная ткань CARA.
В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.